И.Метшин: «Мы обязаны принимать решения, которые обеспечат завтрашний день города»

Cтенограмма телепрограммы «Тема» на канале «Эфир» с участием Мэра Казани.

Ведущий: В прямом эфире программа «Тема». В студии Алексей Кулешов. Здравствуйте! Гость нашей студии сегодня – Мэр Казани Ильсур Метшин. Ильсур Раисович, добрый вечер!

Ильсур Метшин: Добрый вечер!

А.К.: Ильсур Раисович будет отвечать на ваши вопросы, которые вы присылали все эти дни. Также можно будет позвонить по телефону прямого эфира 554-22-22. Звоните.

Ильсур Раисович, естественно, не все вопросы, которые были присланы, прозвучат сегодня в программе. Не на все вы ответите. Как быть с остальными вопросами?

И.М.: Знаю, что многие переживают оттого, что не могут дозвониться на программу. Но хочу сразу всех заверить, что если вы оставите координаты, то мы обязательно отреагируем на каждый звонок. После прошлой передачи каждый пятый вопрос, поставленный перед нами, был решен. 15% вопросов получили конкретные сроки решения, и они будут решены. Остальные вопросы находятся в стадии решения, или их решение зависит от его величества финансирования. Спасибо жителям за активность, неравнодушие к городским проблемам. Звоните, присылайте свои вопросы. Я лично обязательно все вопросы проконтролирую, и будем искать решение.

А.К.: То есть не нужно ждать моментального решения вопроса?

И.М.: Чуда не бывает, но в любом случае для нас прямая связь – это всегда ориентир в нашей работе. Мы ориентируемся на количество обращений по конкретной тематике, проблеме. Сегодняшняя встреча с телезрителями – это возможность проверить правильность той работы, которую мы проводим, услышать злободневные вопросы, которые интересуют сегодня горожан.

А.К.: У нас уже есть первый звонок. Добрый вечер!

Телезрительница: Добрый вечер! Можно обратиться к Ильсуру Раисовичу?

И.М.: Да. Добрый вечер!

Телезрительница: Помогите нам, пожалуйста, решить нашу проблему. Мы живем на ул.Максимова, 1. Очень слабо греют батареи. Конечно, сегодня тепло, и мы не очень переживаем, но с ужасом ждем минусовых температур. Мы будем здесь мерзнуть, а у меня маленькие дети. Я думаю, вы сможете решить эту проблему. Меня зовут Светлана.

А.К.: Ильсур Раисович, прошу прощения. Только добавлю, что таких звонков к нам в редакцию стало поступать меньше. Понятно, что когда было холодно, их было много. Сейчас проблема не так актуальна, но морозы еще впереди. Что делать?

И.М.: В этом году отопительный сезон мы начали раньше обычного – с 16 сентября. Не стали дожидаться пяти дней, когда будет минус 8 градусов. Конечно же, нормативы нормативами, а жизнь есть жизнь. Пуск тепла в миллионном городе – это большой, сложный процесс. Это не индивидуальный дом, где рубильник включил и тепло пошло. Это десятки проблем, которыми ежедневно занимаются наши жилищники, теплоснабжающие компании. Все работают в полном боевом режиме. Сейчас уже пуск тепла полностью завершен. Не все проблемы решены: где-то пробки в отдельных квартирах и стояках. Нужно своевременно об этом информировать через сервисы «Открытая Казань», «Народный контроль», звонить в управляющие компании. Мы будем обязательно решать все эти вопросы. Никто без тепла, естественно, не останется. К сожалению, ежегодно пуск тепла занимает определенное время, но город к отопительному сезону полностью готов.

А.К.: Много вопросов, кстати, поступило по поводу капитального ремонта домов. Например, житель дома по ул.Зорге, 72 Халиуллин спрашивает: «Наш дом сдали 28 лет назад, ни разу не ремонтировали. Управляющие компании ответа, когда будет капремонт, не дают. Просим о помощи». Таких вопросов довольно много. Понятно, что сезон капремонта завершился. Эти вопросы останутся на будущий год?

И.М.: Таких вопросов было гораздо больше. Хочу напомнить, как начиналась программа капитального ремонта. Первый Президент Татарстана поднял тогда от имени всех муниципалитетов, даже от всех регионов, вопрос на уровне Президента России о необходимости проведения капремонта и создания фонда, который будет ремонтировать жилой фонд муниципалитетов.

Мы посчитали и подвели итог 2013 и уходящего года. Мы отремонтировали 30% жилого фонда города, поменяли свыше 1400 лифтов. Это огромная работа, и я хочу поблагодарить всех, нашего действующего Президента Рустама Минниханова в том числе. Его умение лоббировать вопрос в федеральном центре выше всяких похвал. Даже в сравнении с такими городами, как Самара, Нижний Новгород, Уфа, мы смогли привлечь гораздо больше денег. Что касается обращения телезрителя, то надо уточнить адрес. Этот год мы завершили в срок, качественно и без больших нареканий. Программа капремонта домов на 2015 год уже сформирована, на 2016 год программа будет верстаться. Отдельно хочу сказать, что на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ можно посмотреть перечень домов с конкретными сроками. 

Отдельно хочу отметить и активность жителей, это один из факторов, который мы принимаем во внимание, когда составляем программу на год. Хотел бы напомнить, пользуясь случаем, нашим телезрителям, что согласно нормам федерального закона все жители должны сдавать 5 рублей с кв.метра в обязательный фонд капитального ремонта. Об этом не стоит забывать, активнее участвовать. Несмотря на то, что, например, дому всего лишь три-четыре или пять лет, все эти дома изнашиваются и для того, чтобы в будущем получить федеральное, республиканское и муниципальное софинансирование, нужно принимать участие в программе. В целом, эта программа работает, и мы успешно завершили капитальный ремонт в этом году.

А.К.: Хорошо. Еще один звонок от наших телезрителей. Добрый вечер!

Телезрительница: Добрый вечер! Мы живем в Малых Клыках и уже месяц в подземном переходе через Мамадышский тракт нет света. Дети возвращаются из школы в полной темноте, да и нам тоже не совсем приятно. Разберитесь, пожалуйста, и наведите порядок.

И.М.: Спасибо за звонок. К сожалению, были строительные недоделки. Буквально на днях этот пешеходный переход принят в эксплуатацию. Мы заключили договор, в течение пяти дней, я думаю, все работы будут завершены, и «Татэнергосбыт» подключит переход к освещению. Я приношу извинения за неудобства. Слава богу, что пешеходный переход теперь там появился. Такая оживленная трасса, и теперь жители могут спокойно переходить ее через подземный переход. Вопрос освещения до конца этой недели мы решим.

А.К.: Ильсур Раисович, хотел поговорить о дорогах. С 15 октября дорожные службы перешли на зимний режим работы. Оправданно, как оказалось – аномальные морозы вдруг ударили в октябре. Сейчас вопрос не так актуален, но, тем не менее, метели, вьюги и снегопады впереди. Насколько мы вообще готовы?

И.М.: Вопрос актуален. Зима еще только начинается. Нет сомнений, что она преподнесет сюрпризы – будут метели, морозы, переходы через ноль и, к сожалению, гололед. Мы полностью готовы к зимнему содержанию дорог. 651 единица зимней техники на сегодняшний день находится в боевой готовности. Закуплено необходимое количество реагента, горюче-смазочных материалов, проведен ремонт техники. То есть, все готово для того, чтобы содержать дороги в надлежащем состоянии. Безусловно, в разных погодных условиях дороги будут разными. В большой снегопад мы выходим на дороги первой категории, их у нас 60%. Это дороги с большой интенсивностью движения. Вообще, нормативы уборки дорог первой категории составляют от 1 до 4 дней – мы справляемся быстрее, стараемся убирать раньше.

А.К.: Понятно, что с центральными дорогами проблем, наверно, особых нет. А что с дорогами, которые располагаются подальше от центра?

И.М.: Еще раз хочу сказать, что в первую очередь мы убираем основные магистрали, по которым движется большой поток общественного и личного автотранспорта. Коммунальная техника, прежде всего, выходит на эти улицы. Внутриквартальные дороги убирают другие подрядчики, управляющие компании. Мы готовы, одним словом, к зимнему содержанию. Не сомневаюсь, что погода преподнесет сюрпризы, но мы в полной боевой готовности. Постараемся сработать на «хорошо», чтобы не допустить транспортных коллапсов. Организовано дежурство, работают диспетчерские, запущены все снегоплавильные камеры. В режиме реального времени мы видим, какое количество техники на каких дорогах работает. Мы подготовлены к зиме.

А.К.: Но одна из главных проблем это, наверное, тротуары, потому что и на совещаниях в Мэрии этот вопрос неоднократно поднимали, и вы даже отдельное, по-моему, совещание посвятили этому вопросу, вот как с этим?

И.М.: К сожалению, проблема с тротуарами остается. Основное здесь – нехватка дворников, но на сегодня управляющие компании серьезно обновили парк техники, приобрели трактора, средства малой механизации для того, чтобы убирать тротуары. Буквально на прошлой неделе я выезжал, осматривал новшества в работе наших коммунальных служб, управляющих компаний. Я пообщался с работниками, дворниками, которые говорят, что конечно же, применять реагент - это раз в пять быстрее, но и цена в семь раз выше, нежели если лопатой и ломом махать. На экстремальные ситуации, когда гололед и совсем катаклизмы какие-то, переход через ноль… Для нас что самое страшное: был минус, за ночь оттаяло, опять приморозило - и гололед. На такие случаи мы будем иметь необходимый запас реагента и стараться встречать проблему во всеоружии. На то и выбраны управляющие компании, на то обслуживающие организации получают денежные средства от наших плательщиков коммунальных платежей, наших жителей, с этой задачей они должны справляться. То есть будем работать, будем встречать эту проблему во всеоружии.

А.К.: Еще один телефонный звонок от наших зрителей.

Телезритель: Добрый вечер, Ильсур Раисович. Недавно Мэрия объявила, что парковка на улицах будет платной, 50 рублей в час. Совершенно не согласны с такими ценами, Сколько мы должны зарабатывать, чтобы быть в состоянии платить?

И.М.: Действительно, с весны 2015 года в центре Казани заработает система платных муниципальных парковок. Мы вслед за реформой дорожно-транспортной системы города Казани, вслед за Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Пермью и другими миллионными городами вводим систему муниципальных платных парковок. Мы специально объявили об этом за полгода, чтобы наши жители, автомобилисты могли заранее продумать этот вопрос. То есть если вы хотите оставлять машину на целый день, возможно, у вас есть рядом паркинг. Кстати, паркинги в городе в среднем 30 рублей в час. Но я хочу сказать о том, что это международная практика, с этим сталкиваются муниципалитеты всех городов, не только мира, но и бывшего СНГ, а сегодня и России, потому что количество автомобильного транспорта растет, и мы обязаны его регулировать.

А.К.: Мера радикальная, но вынужденная, получается...

И.М.: На самом деле, никакого радикализма нет. Уже сейчас мест для бесплатной парковки в центре осталось очень мало. Значительная часть платных парковок появится там, где сегодня запрещено останавливаться. То есть мы не вводим плату за те места, где парковка была, и люди привыкли там парковаться, а мы приходим, ставим знак, и платите деньги. Нет. То есть мы не сокращаем, а расширяем число парковочных мест в центре. Это будет вводиться постепенно, ну и людям нужно будет выбирать. В то же время какой явный плюс: на сегодняшний день если вы не приехали с утра, очень тяжело припарковаться в центре, найти место.

Это опять-таки мировая практика: именно ценой парковочного места определяется возможность парковки. Вы приезжаете не так, что машину бросил, и целый день на работе в офисе сидишь. Нужно сделать какую-то покупку, зайти на прием к врачу, в банк - вы приезжаете, ставите машину на платную парковку, зашли, получили свои услуги, уехали из центра. Мы будем регулировать это за счет цены: если парковка будет дорогая, то часть паркинга будет пустая. Еще раз, мы не изобретаем велосипед, делаем это строго в соответствии с федеральными законами, и делаем это в интересах большинства, потому что такое количество машин в центре ни один город проглотить не сможет. Поэтому людям придется выбирать: или ехать на общественном транспорте, или ставить на платный многоярусный паркинг, или находить места, откуда надо будет пройти пешочком.

А.К.: Но все равно, даже судя по звонку, недовольных, наверное, будет достаточно в миллионном городе.

И.М.: Ни одна транспортная реформа, хотя она проведена в интересах, еще раз, самих же жителей, в интересах большинства людей и большинства автовладельцев, не проходит спокойно, без переживаний, обсуждений. Но на то мы и власть, чтобы принимать ответственные решения, мы обязаны принимать решения, которые обеспечат движение города, его завтрашний день, в лучшем направлении. Мы будем это делать в диалоге, мы будем разъяснять, мы будем объяснять, мы будем встречаться. Мы изучаем самый лучший опыт, мы привлекли самых лучших специалистов. Но как вы справедливо говорите, такие вопросы безболезненно в больших городах нигде не решаются. Нигде, ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке. Сегодня для них это уже норма. Нам с этим предстоит научиться жить.

А.К.: Скажем так, желание главы любого большого города – это пересадить людей с автомобилей на общественный транспорт. Вот как вам кажется, насколько казанцы готовы пожертвовать своим личным авто? Задаю вопрос в связи с тем, что вы сегодня в автобусе прокатились, социальные сети это достаточно широко растиражировали.

И.М.: Я сегодня с утра проводил совещание на парке Горького, следующее мероприятие было в Ратуше. Мы ждали 22-й автобус, сели в 91-й, доехали. Пока 4 остановки ехали, побеседовали. Разный контингент в общественном транспорте, это нормально, это и пенсионеры, и казанцы, которые направлялись на работу, были и студенты, в том числе из пригорода ехали. Были неработающие пенсионеры, которые платят наличными. Спросил, почему: говорят, не совершают такое количество поездок, чтобы приобретать транспортную карту. Пользуются электронными табло, видят, что они работают. Я говорю: «Как отклонения?» Не больше, говорят, минуты. Люди привыкают к цивилизованной работе общественного транспорта, ко всем новшествам, платить через мобильный и так далее. Но пожелания остаются - работа в вечернее время, культура обслуживания наших кондукторов, чтоб водители не гоняли, чтоб резко не тормозили. Мы внимательно слушаем. По выделенной полосе, кстати, сегодня ехали, машины слева стояли, а у нас выделенная полоса, автобус едет вперед быстрее. Многое сделано, и многое предстоит сделать в плане улучшения работы нашего общественного транспорта. Но мы серьезно продвинулись в сравнении с другими миллионными городами России.

А.К.: Чтобы закрыть тему с парковками. Некоторые горожане парковку себе устраивают на зеленых зонах, детских площадках. Такие жалобы, например, поступили с Новаторов, 5, Глазунова 8, Краснококшайской. Что делать в этих случаях, куда жаловаться?

И.М.: Действительно, это проблема. Когда застраивался Ново-Савиновский район, проходила ликвидация ветхого жилья в «Азино», никто не предполагал такого роста автомобилизации населения, когда в каждой семье будет даже не по одной машине. Эту проблему в старых микрорайонах мы решаем благодаря опять-таки поддержке нашего Президента, который выделил средства на ремонт дворов. В этом году мы затронули ремонтом 40 тысяч населения и дополнительно создали 3 тысячи парковочных мест. Это не такая маленькая цифра, но она недостаточная.

С 2006 года мы не даем ни одно разрешение на строительство жилого дома без паркингов. Тогда, если вы помните, столько копий сломали об наше решение – оно тоже было волевое, тоже на вилы нас поднимали, «Что вы делаете? Как можно? Квадратный метр жилья подорожает! Это же большие деньги». Мы говорили, что это нужно делать. И сегодня люди живут и даже не мыслят, чтобы у них паркинга внизу не было. И в будущем мы придем к тому, что вот так на газонах, на детских площадках никто не будет оставлять машины. Будут оставлять на специально отведенных местах, до которых некоторым придется идти 5-10 минут. Но до этого мы вместе с культурой нашего жития-бытия вместе должны дорасти.

А.К.: Еще один звонок от телезрителей. Добрый вечер, мы вас слушаем.

Телезрительница: Здравствуйте!

И.М.: Здравствуйте!

Телезрительница: Ильсур Раисович, моему ребенку 3 года. Но в отделе образования Приволжского района нам сказали, что место в детскому саду будет только через год. В очереди же мы стоим с самого рождения. Скажите, кто будет сидеть с моим ребенком, если мне нужно выходить на работу? И почему все говорят, что всем детям в 3 года дают садик, а на самом деле мест нет.

И.М.: Мы действительно говорим о том, что в первую очередь местами в детских садах мы обеспечиваем тех детей, которые достигли 3 лет и старше. Скорее всего, ребенку телезрительницы, которая звонила, 3 года исполнилось осенью. Мы часто с этим сталкиваемся – очередь формируется в течение всего года, но движение происходит тогда, когда старшие детки уходят в первый класс, и мы обеспечиваем местами тех, кому 3 года уже исполнилось летом.

Тем не менее, вопрос на сегодняшний день решается. Мы очень серьезно двигаемся. Я хочу напомнить, что в 2010 году, когда мы ставили перед собой задачу в рамках «Пятилетки здоровья» построить 20 детских садов за 5 лет, - это было колоссальной нерешаемой проблемой. Спасибо Президенту – Рустам Нургалиевич тогда придумал программу «Бэлэкэч», программу капитального ремонта и возвращения детским садам социального статуса. На сегодняшний день только за 4 года мы построили, капитально отремонтировали, включая 28 детсадов в этом году, 81 детский сад. Это, конечно, огромная программа. Ни один регион, наверно, кроме Москвы, в Российской Федерации этим похвастаться не сможет.

Но, тем не менее, как видите, остаются еще те, кто не обеспечен. При том, что построено огромное количество детских садов, еще остаются дети до 3 лет, которые пока в детский сад не везде могут попасть. Продолжается бэби-бум, мы три года подряд удерживаем пальму первенства с рекордным 87-м годом, прирастаем более чем на тысячу родившихся малышей. Это говорит о том, что эту программу нельзя останавливать. Мы будем продолжать строить детские сады, будем продолжать комплексно застраивать микрорайоны, чтобы, если приходит инвестор, сразу же думал не только о жилье, не только о парковках, а о детских площадках, о спортплощадках, местах отдыха и обязательно о строительстве детских дошкольных учреждений.

А.К.: Ильсур Раисович, не секрет, наверно, для вас, что в эти минуты идет футбольный матч «Рубин» - «Спартак», и счет, как мне подсказывают, ноль-ноль, пока ничья. Но внимание больше приковано к болельщикам: всем памятное шествие болельщиков «Спартака» по улице Баумана, и потом пожар, который «подарили» уже в свою очередь болельщики «Рубина» на «Казань-Арене». Вы дали жесткое распоряжение, чтобы пресечь подобные, скажем так, неприятности, болельщики, естественно, это в штыки восприняли… Какова обстановка в городе сегодня?

И.М.: Обстановка спокойная, нормальная. Город живет, работает, возвращаются люди с работы.

Как говорил Николай Озеров, «нам такой футбол не нужен». Мы за то, чтобы наслаждаться футболом, наслаждаться игрой. Тем более, 2 великие команды: наш любимый «Рубин» и великий «Спартак». Подавляющее большинство людей, болельщиков приходят для того, чтобы насладиться Его Величество Футболом. И я, как поклонник этой игры, тоже хочу смотреть футбол. Поэтому не должны никто и ничто мешать этому процессу.

Есть закон и его нужно соблюдать всем. Машины соблюдают правила дорожного движения, мы с вами соблюдаем правила социального бытия-жития. Болельщики пусть приезжают и смотрят, наслаждаются футболом. Не нужно нарушать общественный порядок. И мы будем охранять его и покой наших жителей, наших гостей. Мы - очень гостеприимный город, но к таким болельщикам у нас отношение будет простое, но твердое. Мы будем обеспечивать порядок на наших улицах, и на футболе в том числе.

А.К.: Давайте завершим программу темой культуры. На этой неделе стартует большой фестиваль – «Аксенов-фест». Кто в этом году приедет, и чем именитые гости будут радовать  казанцев?

И.М.: Состав тот же: Ирина Барметова, главный редактор журнала «Октябрь», - организатор, и все те, кто был коллегами и друзьями Василия Павловича Аксенова.

Я очень рад, что в этом году мы возрождаем вручение «Звездного билета». Вообще, когда с Василием Павловичем обсуждали саму идею, он мечтал о том, чтобы этот фестиваль давал путевку в жизнь молодым талантам, был местом, где они действительно получали бы «Звездный билет». Я хочу напомнить: наш Денис Осокин получил первый «Звездный билет», и затем по его произведению «Овсянки» был снят фильм, который показали на Венецианском фестивале, и сам Тарантино стоя аплодировал. Вот о чем мы мечтали и что претворяем в жизнь. Я очень надеюсь, что и этот фестиваль подарит кому-то путевку в жизнь, что будет играть джаз, который Василий Павлович очень любил. В рамках Года культуры наш уже ставший традиционным фестиваль, я думаю, подарит новые имена.

Очень хорошо, что в прошлом году организаторы обратили внимание на отсутствие переводов татарских писателей, на то, что им нужно помочь. Мы оплатили и с нетерпением сейчас ждем выхода их произведений, которые уже на русском языке читателям вне Татарстана откроют новые имена наших татарских молодых писателей. Поэтому приглашаю всех казанцев и гостей столицы обязательно посетить этот фестиваль, и надеюсь, он подарит нам новые звездные имена.

А.К.: Ну то есть будет куда сходить в эти выходные…

И.М.: Обязательно будет куда сходить, и не только в эти выходные. У нас начинаются осенние каникулы. Константин Хабенский, народный артист России, который открыл школу-студию молодых актеров, и, по-моему, 5-й год этим занимается, поставил мюзикл «Поколение Маугли». Я был с семьей на предпоказе, получил огромное удовольствие, когда на одной сцене играют именитые артисты, народные артисты России и наши дети 9-10 класса. Они произвели просто фурор!

После нас из Казани они едут в Уфу, я знаю от своих коллег в Уфе, что все билеты проданы, поэтому я знаю, что надо обязательно сходить и на этот фестиваль, посмотреть игру наших молодых талантов. И я хочу напомнить, что это благотворительный спектакль. Все средства Константин Хабенский направляет в фонд помощи детям. И вы своим присутствием, своим походом на этот спектакль сможете спасти жизнь и помочь здоровью нуждающихся в этом людей. Поэтому добро пожаловать! Культурная жизнь осенью в Казани тоже очень насыщенная.

А.К.: 4 ноября – День народного единства. Поздравление, Ильсур Раисович, но только коротко, потому что время передачи заканчивается.

И.М.: Давайте будет едины, будем друг к другу не просто терпимы, а уважать друг друга, терпеть в нашем большом доме: Россия, Татарстан, Казань. Всем здоровья и всего самого доброго!

А.К.: Добавить нечего! Ильсур Раисович, Мэр города Казани был у нас сегодня в гостях. Спасибо вам!

И.М.: Всего доброго!